1. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Построение общества в нашей стране ставит перед общеобразовательной школой задачу всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни с учетом требований научно-технического прогресса и развития культуры.
Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей задачей:
1. Активно содействовать формированию мировоззрения, подготовке всесторонне, гармонически развитых и образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной жизни страны.
Помочь детям познавать окружающий мир. Развивать наблюдательность, умение логически мыслить, осознавать виденное. Развивать пространственное мышление, образные представления и воображение.
Раскрыть практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в обще¬ственно полезной работе.
2. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Раз¬вивать творческие способности детей, воспитывать художественный вкус.
Ознакомить с основными явлениями русского и мирового изоб¬разительного искусства. Прививать любовь и интерес к искус¬ству.
3. Обучить школьников элементарным основам реалистическо¬го рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном ис¬кусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность и настойчивость в работе.
Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.
1. Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная за¬дача — расширять общий кругозор учащихся, способствовать вос¬питанию всесторонне развитых членов общест¬ва, систематически повышать культурный уровень учащихся.
Занятия изобразительным искусством в школе создают бога¬тые возможности для развития человека. Рисование как никакой другой учебный предмет содействует всестороннему развитию учащихся: оно развивает и умственно и эстетически. Рисование помогает познавать окружающий мир, развивает зрительную па¬мять, пространственное мышление и образное представление. Оно учит производить точные расчеты и познавать красоту природы — учит мыслить и чувствовать.
Рисуя, дети глубже познают окружающий мир. Они вниматель¬но изучают форму предметов, их строение, пропорции, располо¬жение в пространстве, цветовые соотношения и тем самым приуча¬ются к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.
Под развитием зрительного восприятия понимается воспита¬ние у школьников умения целенаправленно наблюдать: сравни¬вать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме. Рисование раз¬вивает творческое мышление детей, углубляет и обобщает их пред¬ставления об окружающей действительности, способствуя таким образом развитию у учащихся материалистического мировоз¬зрения.
2. В задачу занятий изобразительным искусством в школе вхо¬дит эстетическое воспитание учащихся.
Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек научился жить красивее, интереснее, научился видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении.
Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способ¬ности полноценного восприятия и правильного понимания прекрас¬ного в жизни, в природе, искусстве и обществе. Прекрасное воз¬действует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.
Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать внимание школьников на красивое в жиз¬ни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, лю¬боваться ею, радоваться ей. Вкус — не прирожденное качество человека, и развивать его в школе призван в первую очередь учи¬тель рисования. Он должен научить детей видеть и чувствовать гармонию цвета, линий, форм.
Рисуя с натуры различные предметы реальной действительности, наблюдая гармоническую слаженность форм предметов, уча¬щийся видит и красоту форм природы. Все это содействует раз¬витию эмоций и чувств, прививает любовь к природе, воспитыва-ет эстетический вкус учащихся.
Учитель должен показать детям, как богата природа цветовы¬ми оттенками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех сочетаниях цветов, ко¬торые они наблюдали в природе и которые им доставляли много радостного волнения. Рисуя с натуры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер формы окружающих предметов, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством, и разнообразием ее форм и красок. Рисование в школе ставит сво-ей задачей научить шире и разностороннее видеть мир.
Чувство красоты вызывается не просто субъективным состо¬янием человека,— оно опирается на те объективные свойства, ко¬торые заложены в предмете искусства, в явлениях природы и об¬щественной жизни. Воспитывая у школьников сознательное от-ношение к миру, изобразительное ИСКУССТВО развивает чувство прекрасного.
3. Занятия изобразительным искусством В школе ставят своей задачей развивать в детях такие качества, как организованность в работе, умение сознательно и по плану работать.
Процесс выполнения рисунка является целенаправленным тру¬дом. Рисуя, ученик имеет перед собой определенную цель и стре¬мится достичь ее. Он старается преодолеть вставшие перед ним трудности и добивается успеха. Умение сосредоточить спои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая у школьников це¬леустремленность в работе, мы чем самым вырабатываем у них Качества, очень важные для дальнейшей жизни.
Занятия изобразительным искусством ставят перед учащимися постоянное требование работать планомерно (имеется в виду ме¬тодическая последовательность выполнения изображения). Требо¬вания последовательности и продуманности в работе выраба¬тывают полезные трудовые навыки. Эти качества необходимо от¬метить потому, что в педагогике они играют огромную роль.
Важная задача обучения изобразительному искусству в сред¬ней школе — раскрыть основы реалистического рисунка, научить детей основным приемам рисования, вооружить элементарными навыками.
Дети должны знать, как правильно пользоваться рисовальны¬ми материалами, как работать над рисунком, соблюдая методи¬ческую последовательность в работе.
Не следует думать, что в средней общеобразовательной школе не надо обучать детей техническим приемам рисования. Только в школе ребенок и может ознакомиться с основными приемами ри¬сования. Учитель должен наглядно показать, как правильно дер-жать карандаш в руках, как проводить линии, как выражать ими форму объемных предметов на плоскости.
Учащиеся должны получить понятие о линейном и тональном рисунке, научиться работать кистью и красками, узнать, как путем смешивания красок получить нужные оттенки.
Таким образом, преподавание изобразительного искусства в средней школе осуществляет целый ряд важных учебно-воспита¬тельных задач.
2. Государственный образовательный стандарт по ИЗО, нормативный документ – правовая база управления образовательными системами.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-при-кладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция .
Художественные материалы и возможности их использования.
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символи-ческого языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Ве-нецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И. Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств . Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
3. Основное содержание программы по ИЗО, разработанной под руководством Кузина.
Основная теоретическая и методическая база обучения – школа реализма, рисование с натуры. 1 час в неделю. Задачи: формирование духовной культуры личности: основы реалистического рисунка, рисование с натуры, по памяти и по представлению, ознакомление с особенностями работы в области ДПИ и народного искусства; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В основе программы тематический принцип планирования: единство воспитания и образования, сочетание практики с развитием способности понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в мире. Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности ИЗО; принцип доступности, межпредметные связи, связь уроков с жизнью, преемственность в изобразительной деятельности школьников, направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционального и нравственного оценочного отношения к действительности.
Основные виды деятельности: рисование с натуры включает в себя изображение объектов действительности , а также рисование их по памяти и по представлению.
Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, беседы.
4. Основное содержание программы по ИЗО, разработанной под руководством Неменского.
Программа является интегрированным курсом включающем в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд. 2 часа в неделю.
Концепция и задачи: формирование художественной культуры: понимание роли искусства в жизни людей, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира как средства размышления о нем, как формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры. Обеспечение поступательного художественного развития ребенка, развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства. Усвоение ценностей из опыта поколений, выраженного в искусстве, развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности.
Программа рассматривается как целостная система введения в художественную культуру на основе изучения всех основных видов пластических искусств, то есть связанных с деятельностью художника - изобразительных – живопись, графика, скульптура, конструктивных – архитектура и дизайн, декоративных – дпи, Фольклор, и синтетических искусств, (экранных, театр). В качестве системы образующей основы изучения является триада художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Основные виды деятельности: изображение на плоскости и в объеме(с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, лепка, аппликация, объемно-пространственное моделирование, составление проектов, художественное фотографирование и видеосъемка, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к темам, прослушивание музыкальных литературных произведений.
5. . Основное содержание программы по ИЗО, разработанной под руководством Шпикаловой.
Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства. Уроки искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом», на примерах художников и народных мастеров родного края, учатся понимать, учатся понимать что искусство своего района – путь к познанию искусства любых эпох и народов. 1 час ИЗО, 1 час «технология». В старших классах продолжает и развивает связи с программой младших.
Концепция – обучать на основе народных традиций. Опора на особенности народно искусства – традиционность вариативность и импровизация. Коллективный характер, фольклор как выражение нравственно-эстетических взглядов народа. Интегративный подход. Системно-комплексный подход - Нацеленность знаний на общекультурное развитие учащихся, формирование их духовного мира и мировоззрения в процессе восприятия искусства, природы и собственного творчества. Связь народного искусства с проффесионально художественным. Их гармоничное единство. Взаимосвязь народного и классического искусства.
Виды деятельности – рисование с натуры, по памяти и по представлению. Выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм, выполнение декоративных композиций (орнаментов), выполнение декоративных композиций импровизаций, моделирование из бумаги, лепка, художественная роспись, аппликация, работа с тканью, работа с природными материалами. В старшей школе – диалоги об искусстве, графика, живопись, скульптура, дпи, Дизайн , архитектура, художественно-конструкторская, и художественно-творческая на основе синтеза искусств.
6. Анализ школьных программ по ИЗО.
Кузин – классическая школа реализма, рисование с натуры, по памяти и по представлению. Ознакомление с ДПИ. 1 час в неделю. тематический принцип планирования: единство воспитания и образования, сочетание практики с развитием способности понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в мире. Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности ИЗО; принцип доступности, межпредметные связи, связь уроков с жизнью, преемственность в изобразительной деятельности школьников, направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционального и нравственного оценочного отношения к действительности. Рисование с натуры, по памяти и по представлению, на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, беседы.
Неменский – интегрированный курс, включающий в себя синтез изо и художественного труда. ). В качестве системы образующей основы изучения является триада художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная. художественное фотографирование и видеосъемка, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к темам, прослушивание музыкальных литературных произведений.
Шпикалова. - Концепция – обучать на основе народных традиций. Опора на особенности народно искусства – традиционность вариативность и импровизация. Коллективный характер, фольклор как выражение нравственно-эстетических взглядов народа. Связь народного искусства с проффесионально художественным. Их гармоничное единство. Взаимосвязь народного и классического искусства.
Виды деятельности – рисование с натуры, по памяти и по представлению. Выполнение тематических и декоративных композиций (орнаментов), моделирование из бумаги, лепка, художественная роспись, аппликация, работа с тканью, работа с природными материалами. В старшей школе – диалоги об искусстве, графика, живопись, скульптура, дпи, Дизайн , архитектура, художественно-конструкторская, и художественно-творческая на основе синтеза искусств.
7. особенности ИЗО в истории первобытного общества.
Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя, степной лошади, слониху, защищающую своего детеныша от нападения леопарда , и другие сцены из реальной жизни.
Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей человек накапливал тысячелетиями.
Ф. Энгельс писал: «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим ббльшая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, — только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»1.
Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскраши-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 20, с. 487—488.
вал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарельс, Лес-Эйзи, Альта-мира и в горных районах Сахары.
Особенно важно отметить, что все эти изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникла и развилась письменность, вначале пиктографическая (рисунчатая), затем идеографическая, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец,
буквенная.
Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.
Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. . Северный олень из Тайнгена. Рисунок на кости. Палеолит
3. «Собеседницы». Наскальный рисунок из Сахары
2. Бой слонов и пантеры. Наскальное изображение. Палеолит
4. «Великий бог марсиан». Наскальный рисунок из Сахары Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художнику ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладел его мастерством. Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.
Таким образом стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.
8.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ рисунку В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
в этот период впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода; рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах. были установлены правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего и т. д. Были также разработаны они и для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Это раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой сковывали и ограничивали его творческие возможности. обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании (канонов). обучение в египетской школе требовало только механического навыка. Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части. Измерение частей человеческого тела египтяне производили с математической точностью, не упуская ни малейшей детали. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Кроме того, этот канон давал возможность художнику при изображении фигуры очень больших размеров (колосса) судить по размерам целого о размерах отдельной части и, наоборот, по размерам какойлибо части - о размере всей фигуры. фигуры, а другой - левую. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры - мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, - то он изображал их по одному и тому же канону, одну Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенного или простого раба). Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Согласно требованиям плоскостного решения изображения художник должен был хорошо знать законы фронтального разворота, то есть знать те принципы построения изображения предметов, которые сохраняют плоскость ст… Продолжение »